ГлавнаяЧудеса педагогикиГитара → Постановка ПРАВОЙ руки гитариста. Роковая ошибка школы

Постановка ПРАВОЙ руки гитариста. Роковая ошибка школы

В официальной гитарной школе, во всех советских и российских  учебниках по гитаре  постановка правой руки НЕВЕРНАЯ! Поэтому во ВСЕХ российских ДМШ обучают заведомо НЕПРАВИЛЬНОЙ постановке и тем самым уничтожают в гитаре то главное, что перевешивает все её немалые недостатки – многомерность, бездонность её звуковых оттенков.

 За случайно подвернувшуюся профессиональную постановку и глубокий звук учитель ДМШ обычно не выбирает слов. И неофит привыкает к безальтернативно плоскому звуку как к воздуху, чем порой на всю жизнь лишает себя бесконечных счастливых поисков в звуке той чарующей силы, которою гитара и неповторима.

  Вот рисунок из классики русской гитарной педагогики – Агафошина:

Официальная постановка правой руки (какой ужас!)

 

И благо, если хотя бы в консерватории попадётся хороший педагог, который полностью переучит правую руку. Тогда студент впервые в жизни открывает для себя, что такое гитара.

  

Исходная точка поиска

Изначально рука спускается к струнам ПОД УГЛОМ. Вот и не нужно спорить с природой, пускай кисть будет её прямым продолжением. Никакого специального «купола», никакого выгнутого или прогнутого запястья, никакого перпендикуляра к струнам. И берём аккорд не наверх, сохраняя эту дикую перпендикулярность, а под тем же углом, просто внутрь ладони, как берём апельсин в руку.

 Скорей всего, сначала гитара зазвучит хуже, чем по Агафошину, по двум причинам: неподготовленные ногти и неуверенный характер щипка.

 Ногти должны быть довольно длинны и подпилены с хорошим скосом слева, а затем НЕПРЕМЕННО отшлифованы на кончиках женской многоступенчатой полировочной пилочкой до абсолютного блеска. Причем отшлифованы перед каждой игрой. Даже игра пальцами «a, m, i» на басах существенно коробит кончики ногтей. Шлифовать не перпендикулярно, а больше изнутри ногтя, пропуская уголок пилки между ногтем и подушечкой пальца или хотя бы прижимая подушечку к пилке. 

Если провести ногтем левой руки по кончику ногтя руки правой, должно быть ощущение скользкого льда. Даже едва-едва заметные зазубринки недопустимы.

 А дальше – только индивидуальный поиск! Радость в том, что здесь нет тончайших материй, — к примеру, фортепианного туше, разницу в котором слышит только намётанное ухо. На гитаре разница плохого и хорошего звука настолько бьющая, что не заметить её может только человек с аварийным слухом, который с трудом разбирает человеческую речь. Во всех остальных случаях – поиск, поиск, поиск!

 

 Теория поиска звука

 Мягкая кожа придаёт звуку мягкость, жёсткий ноготь – силу и жёсткость.

Следуя официальной школе, струна беззвучно скользит по мягкому пальцу и вдруг срывается с ногтя. Такой звук всегда жёсткий ногтевой, и нужно к нему колоссально привыкнуть, чтобы он перестал драть ногтями по ушам и нервам.

Зато совсем без ногтей звук был бы слаб, невыразителен, хотя  и лишён этого до крайности неприятного щёлканья.

 Наша задача — чтобы палец покидал струну КОЖЕЙ И НОГТЕМ ОДНОВРЕМЕННО! Вот почему щипать совершенно необходимо ПОД УГЛОМ. Вот почему нужны гладко-прегладко отточенные ногти – чтобы не скрипели о струну, а скользили, как по льду. И вот почему малейшая в них щербинка рушит всё до основания. И вот зачем скос ногтей вправо – чтобы струна скользила по ним ПОДОЛЬШЕ. И вот почему шлифовать ногти лучше преимущественно с внутренней их части – чтобы максимально повторить угол трения струны о ноготь. 

(В физическом смысле такое звукоизвлечение «закручивает» струну на сложную волновую вибрацию, богатую перпендикулярным компонентом, т.е. она колеблется, во-первых, огромными волнами, сообщая тону низкую гармонику (отсюда густой тембр), и впридачу усиливаются колебания, перпендикулярные грифу – они заводят подставку на вибрацию деки внутрь-наружу, отсюда сила и полётность такого звука. Есть даже книга, где это доказывается научно >>. Но это так – к слову.)

  

Практика поиска звука.

 Звук ищется только в музыке, так что берём простую попевку на одной струне и пробуем все варианты угла отклонения пальцев и всей кисти, разные прогибы фаланг и т.д. Единой постановки правой руки нет и быть не может, хотя бы потому, что форма, толщина, строение ногтей и подушечек различаются так же кардинально, как отпечатки пальцев.

 Сперва лучше искать звук на закрытых (2) и (3) струнах в районе V — VII позиции. И сразу подключаем вибрато, чтобы звук пел с первых шагов.

 Для хорошего звука на (1) струне нужно постараться, а первая открытая – вообще высший пилотаж. Но в средних позициях (3)-й струны всё элементарно просто.

 Важно искать ЗВУК, а не правильное положение кисти. Отходим от всех рекомендаций, и школьных, и моих, кладем руку и в сторону, и вниз, и наискосок, и туда, и сюда… Звук каждый раз новый; желательно закрепить как можно больше его градаций, но не оставлять поисков, пока не почувствуем, что лучше уже совершенно некуда. Не нужно стараться запомнить положение руки – запоминаем  ощущение  в руке при хорошем звуке. После отдыха начинаем сызнова и не отчаиваемся, если звук снова пропал. Это нормально. Ищем заново, но на этот раз найдём его быстрее. А когда гитара с налёту звучит как органный Vox Coelestis, можно сшить себе лавровый венок и приготовить самый большой в жизни пирог!

 И последний совет: НИКОГДА не смотреть на правую руку, только чувство и слух. Играть лучше вообще с закрытыми глазами, чтобы исключить внешние раздражители и целиком отдаться Слуху.

___________

 

А для ещё более полного звука можно провести ногтями по бокам собственного носа: там выделяется специальный жир. Кстати, если провести там же левой рукой, она перестанет жужжать о басы, начнёт скользить по ним, будто на коньках. Природа позаботилась обо всём — услышать бы её!

И кстати, в официальной постановке ЛЕВОЙ руки тоже допущена крамольная ошибка. О ней – далее >>

 Там же - попытка  ответить на вопрос, ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ЭТИ РОКОВЫЕ ОШИБКИ?!!





Еще в разделе «Гитара»
ГлавнаяЧудеса педагогикиГитара → Постановка ПРАВОЙ руки гитариста. Роковая ошибка школы