ГлавнаяЭкстрасенсорная педагогика (общая и музыкальная)Фортепиано → ИГРЫ-ЭТЮДЫ ИЗ ШЕДЕВРОВ для игры в темноте

ИГРЫ-ЭТЮДЫ ИЗ ШЕДЕВРОВ для игры в темноте

 

1. Магия темноты

Кто может быть ленивей кошки, которая жмурится от света и тает в своем зрительном всемогуществе… Но лишь выключи свет — и в кромешной тьме она ощетинится, распахнёт свои огромные глаза и моментально обретёт невиданную скорость и точность движений. Так нам всем и заложено: тьма — значит, опасность: включаемся на всю катушку.

Я совершенно случайно нашёл надёжный способ до последней капли погрузиться в музыку. Пальцы приобретают невиданную скорость и точность, а душа волнуется, заливается, дрожит, — если играть в кромешной тьме. Даже точка светодиода всё испортит. Между открытыми и закрытыми глазами не должно быть никакой разницы.

Если пианист с первых шагов приучается всегда играть только вслепую и никогда не подсматривать, он сразу обретает редчайшие преимущества:

1) Во время игры он может постоянно отдавать в зал ещё и зрительную энергию, отлавливать реакцию зрителей, вступать с ними в двусторонний энергетический диалог, не прыгая глазами с клавиш в зал и обратно, — так рушится непресижный статус ученика;

2) Ученик, который ни разу не подсмотрел, внушает гораздо большее энергетическое доверие, нежели уставившийся на собственные руки (и чего он там нового найдет?);

3) Глаз существенно затормаживает систему передачи импульса от пальца в мозг и обратно — владеющий «слепой игрой» использует этот импульс напрямую, стало быть, освоение инструмента ускорится во много раз;

4) Зрительный бытовой образ перестаёт отвлекать от музыкальных глубин;

5) Громадное преимущество в чтении с листа — не потеряешься ни в нотах, ни на пальцах…


А уж если полностью отключить зрительный анализатор и играть в кромешной темноте, мозг входит в иное пространство и порождает невиданные музыкальные открытия!

 


2. Метод обучения слепой игре

Прежде всего — я беру за основу не специальные упражнения для пальцев, а сразу сценические шедевры.
Моя задача — найти такие логические ходы (одни ноты убрать, другие добавить), чтобы игралось как можно легче, а потом постепенно приводить к оригинальному тексту.

Убрать — понятно, но почему — добавить?
А вот из всех способов, которые я перепробовал, самый быстрый и легкий — метод перехвата пальцев. Во время перескока в другую позицию, чтобы сослепу не промазать, ученик нажимает ЛИШНЮЮ клавишу, удобную для обеих позиций, и перемахивает на её оси. Желательно, чтобы эта лишняя клавиша была уже знакомой, только что взятой или вот-вот повторимой. Если так невозможно — должна как минимум вливаться в гармоническую структуру и иметь своё право.

Но ведь это дрессировка на псевдослепую игру с таким хитрым подвохом, скажете Вы.
А мой скромный опыт подтвердил, что стоит так повторить ну не больше 10 раз, как почему-то само собою налаживается ощущение пространства клавиатуры, незримое ощущение клавиш и позиций относительно друг друга. Вскоре «лишняя клавиша» не нажимается, а только поглаживается, а ещё через полминуты рука сама становится в нужную позицию единым движением, чего простым заучиванием не удавалось достичь даже за ЧАСЫ добросовестной работы!

Поначалу будут «лишние движения» — но они  сглаживаются на глазах, пока не исчезнут окончательно: наработается ощущение клавиатуры в пространстве без участия глаз.

Но после каждого перерыва советую начинать с ПЕРВЫХ упражнений над данным предложением, чтобы каждый раз заново переживать историю его выявления, чтобы музыка так и откладывалась — не нота за нотой, а в пространстве опорных точек.

Уже через несколько дней таких занятий достаточно будет прикоснуться ладонью к любому месту клавиатуры, чтобы мгновенно сориентироваться и сразу начать играть.


3. Нотный материал:

Сперва играются только опорные ноты первого такта, затем он повторяется, постепенно пополняясь до концертного вида. После так же отрабатывается второй такт. Соединяется с первым. И так далее. Предполагается, что ученик ещё ДАЛЕКО не справится с таким произведением, поэтому фрагменты превращаются в этюды. Но в итоге ученик крепко знает произведение, во много раз превосходящее его технический уровень. Ещё не знаю, как это действует на детях, но на себе я разработал и распробовал этот способ как революционный.

 

Пример №1.

 Фридерик Шопен. Вальс Си минор. Разбор по методу «Игры-этюды из шедевров» (PDF) >>

 





Еще в разделе «Фортепиано»
ГлавнаяЭкстрасенсорная педагогика (общая и музыкальная)Фортепиано → ИГРЫ-ЭТЮДЫ ИЗ ШЕДЕВРОВ для игры в темноте