Печатаем не глядя. Программа «БАЯН»
Скачать программу (v)
Классический клавиатурный тренажер — это всегда перенабор текстов, уже набранных за нас. Ощущение пустой траты времени не покидало меня ни на минуту, и я сделал программу совершенно другой формации. Она помогает набирать новый текст с бумаги - свои заметки, рукопись, избранные цитаты из книг… Программа пропускает в печать только совпавшие слова, набранные несколько раз, то есть, заведомо верные. Клавиши отмечаются на экранной карте клавиатуры, и это поможет не смотреть на пальцы, а опираться на виртуальную карту.
Если мы учимся набору текста, значит нам есть что набирать. Почему бы не заняться этим СРАЗУ, а уже по дороге отрабатывать технику набора? В этом и состоит основное отличие «Баяна».
Программа составлена по принципам, по которым работают музыканты. Ищем не отдельные опорные точки, а охват руки, как при взятии аккорда. Печатать советую сразу быстро, на первых порах поставить количество правильных повторений слова для перехода на следующее — около 5. И печатать набросами. Например: «че че чело чело челове челове челове челове человек человек человек человек человек». Последнее слово повторилось 5 раз — следовательно, оно войдёт в конечный текст. Главное — не отрывать руку от клавиш специально, а напротив — бросать её на клавиши. Если произойдёт опечатка — ничего страшного, печатайте до верного повторения пятижды подряд.
В дальнейшем это число можно в настройках уменьшать.
Уменьшать можно и допустимое время между нажатиями в одном слове. Если слово набирается слишком медленно, пускай и правильно, оно зачисляется как ошибка.
_____________________________________________________
А теперь — несколько мифов о слепом наборе.
Миф 1. Необходимо запомнить исходную позицию и всегда к ней возвращаться.
Вы можете представить баяниста, который после каждой ноты возвращается в какую-то мифическую исходную позицию? Такая игра походила бы на приступ эпилептика. Музыкант парит над клавиатурой, он чувствует её с любого места, и обрести это ощущение намного легче, чем заставить себя после каждого «шага вправо-влево» срочно возвращаться в родное стойло. Это самый вредный навык, от которого нужно всеми силами избавляться.
Миф 2. Каждый палец прикреплён к чётко обозначенным клавишам и не имеет права нажимать «чужие».
Вся эта наука, которую я осваивал на пишущей машинке по книжке Шахиджаняна «Соло», мне только мешает до сих пор. Для механических машинок эта привязанность пальцев к своим местам ещё не настолько вредит, потому что на них всё равно нужно отпустить одну клавишу, прежде чем нажать другую. Но на электрической машинке и компьютере слово может быть напечатано одним броском руки, одним незаметным движением. И в каком бы районе клавиатуры это движение ни производить, подключать нужно сразу обе руки и сразу самые удобные пальцы, а не те, что написаны в книжке. На всех музыкальных инструментах даже ОДНУ и ту же повторяющуюся ноту (к примеру, тремоло) играют разными пальцами. А на клавиатуре придумали наоборот, разные клавиши — одним пальцем. Лучшего пути к катастрофической потере темпа и зажатости придумать нельзя.
Миф 3. Большой палец — только для пробела.
Это правило тоже перекочевало из пишущей машинки, на которой большим пальцем неудобно бить по клавише с глубоким ходом, цепляя соседние и т.д. Но на компьютере большой палец может ВСЁ.
На старых баянах (у меня такой есть) большим пальцем приходится придерживать гриф; новые шире и в этом не нуждаются, поэтому по новым школам у баянистов большой палец в большом ходу.
Например, как набрать слово «чувство» одним броском? Сразу представляю аппликатуру: «ЧУВС» — большой,безымянный,средний,указательный. Хотя рука временно меняет постановку (в музыке это обычное явление), зато пальцы льются и слово может быть напечатано за полсекунды свободно и безотрывно.
Отсюда главный музыкально-клавиатурный постулат: сначала разработай для слова аппликатуру, потом его печатай (несколько раз до появления свободных, чистых и быстрых повторов). Некоторые клавиши (в виде исключения) могут нажиматься даже другой рукой, нагло ворвавшейся на территорию соседа — но лишь бы не допустить повтора пальца, который всегда ведет к зажатости и потере темпа.
<< ПРОГРАММЫ ДЛЯ ТВОРЧЕСКИХ ЛЮДЕЙ