Несколько страниц из переписки с автором




<< (Предыдущая глава - Как я читал "Мизантропа")


Но настал момент дать слово виновнику моего беспокойства - Владимиру Зайцеву. Я имею в виду его трагическое письмо, которое обречено было задохнуться в могиле моей памяти, но которое сейчас всё же увидит благословенный свет.

Все сорок страниц я, конечно, не публикую; возьму лишь исторический отрывок, который я бы назвал "операция Пушкин". В своём первом письме я в перья разорвал В.И. за то, что он, писатель, набрасывается на своих собратьев и судит их за человеческие пороки.

Передаю слово Владимиру Ивановичу:



Стас, прочел этот монолог с дьявольским терпением, не перебивая тебя. Теперь отвечаю. Тремя вариантами.


1. Мне кажется, ты так и не понял, что происходит в романе. Мизантроп никакого отношения к человеку и к человечеству не имеет. Он судит все человечество, и почему он должен разделять его симпатии и антипатии и мерить все человеческими мерками? Это сверхчеловек, это бог на земле. И ты почему-то с маниакальным упорством все время путаешь меня, автора, с моим героем? Проецируешь его божественное сознание на сознание мое? Сознание изгоя, человеческого потомка? Я что, должен постоянно делать сноски для читателя и уверять их: "Господа, не подумайте обо мне плохо! Я вовсе не хотел обижать гения человечества. И набью морду своему герою, чтоб ему, гаду, пусто стало! Вот уж поистине - Мизантроп"? Мизантроп не может судить человека по его талантам, он судит его как биологическую сущность, наносящую невосполнимый вред Земле, как величайшую неистребимую заразу, как зловредную мышь… И в этом смысле в его понятии все равны, как все равны для Природы, ибо он, наделенный разумом, речью и волей, ее высший уполномоченный Представитель. Его словами говорит Природа. И сколько можно об этом кричать!?


2. Ты прав, мой друг, неоспоримо прав. Но ты прав от сосцов человеческой матери своей, как прав всякий волчонок от сосцов матери своей. Когтями и клыками он будет защищать свое логово и свою добычу. И превозносить своих вожаков, учащих стаю всему волчиному. И скалить зубы на всякого, посягнувшего на его волчьи законы, на святость его волчьих отцов. Прав, прав всякий человечек, отстаивая лучших из лучших, гордясь своими отцами, и если кто не захочет этого делать, он будет презираем и гоним. Как отморозок и дегенерат, позорящий род человеческий.

Прав от Человека. Но не от матери Природы.

Но мой Мизантроп не от Человека. Это земной Бог. Он от Высших Сфер. Он от Природы. И говорит от ее имени. А потому, чтобы он не говорил, он всегда прав. Ибо Природа всегда права. И он проповедует высшую гуманность, которая только возможна в этом мире. Он спасает Планету от злейшего зла - Человека.

А ты, узрев во мне возомнившего себя гением отщепенца, кинулся затаскивать меня в угол позора. Ты стал учить меня, как школьника, нравственности, приличию и морали, любви и почитанию отцов человечества. Объяснять, как Маяковский объяснял деточкам, "Что такое хорошо, что такое плохо". Ты вознамерился пробить мой оловянный лоб устыжением и позором, отказываясь понимать анналы простых истин, утверждающих градацию вещей Изначальных и Второначальных. Отказываясь понимать, что Пушкин и весь с ним сонм человеческих святынь имеют на фоне глобальности моего произведения роль всего лишь рядовой человеческой сущности, но не более. И что и Пушкин, и Бог, и Любовь, и Женщина, и сам Человек, и его Отечество - все это лживый налет в человеческом сознании, сотворенный им для того, чтобы почувствовать себя господином Вселенной и возвыситься над Природой. И я взял все это единственно для усиления образа представителя Космоса, защитника израненной Человеком Земли, для которой абсолютно равны и мамонт, и бактерия, и самый последний негодяй, и самый высокий из человеков, который так же причастен к ее хищническому уничтожению. И для которой Пушкин и все прочие, за которых ты мне (вместо Мизантропа) накрутил хвост, есть такая же злостная форма существования, как и весь прочий люд, и пишется Ею, как и все человеческие святости, с маленькой буквы. И при чем здесь, собственно, этот великий землянин? Ору на весь свет - При чем!!!??? И причем здесь я, поведавший Человеку эту поучительную, жуткую историю о нем самом? Вы слушаете, но ничего не слышите. Вы не хотите слышать. Я глубочайший почитатель всего человеческого и всякого таланта. И в первую очередь стану на высокий его алтарь. Но это я - рядовой человечек, присосавшийся, как паразит, к лону Матери; Это я - вечный воздыхатель о прекрасном и умиляющийся до слез при виде ромашкового поля и летающих над ним стрекоз; Это я - рыдающий над письмом Онегина к Татьяне, растрогавшийся человеческой высокостью, но еще не освободившийся от шерсти, пожирающий себе подобных троглодит; Это я, слушающий реквием Моцарта и задыхающийся в пароксизмах чувственности и тут же разбивающий ломом человеческие черепа в чекистских подвалах полузверь-получеловек; Это я, изысканный кровавый Изувер, каждый день сдирающий скальп с головы своей матушки Природы и подсчитывающий по ночам свои прибыли; Это я, любующийся величием океана, лью в него вместе со слезами восторга свои культурно-технические ядовитые испражнения, превращающие его в мертвечину; Это я, фальшивец, шкурник, лукавец и стяжатель, заживо сдирающий бархатную кожу со своей Матери и жрущий ее святую кровь; Это Я, это Я, это Я… ничтожный гомункул и Великий Паразит, не имеющий ни глаз, ни совести, ни Бога; Это Я, а вместе со мной и мой великий Пушкин.

Да разве мой Мизантроп отрицает лишь Пушкина, против чего ты так восстал? Мизантроп отрицает в Человеке ВСЕ! От "невинного" дыхания его до его паразитической, разрушающей мир сущности, которую он, восхищенный своей высокостью, осознать не способен. От миазмов, которыми он отравляет и землю, и воздух, и воду, до великих его святынь: Женщины, Любви, Отечества, Бога! Вместе с Пушкиным он отрицает весь человеческий род с его чудовищной тотальной ложью.

Люди, умные и глупые, что вы хотите от меня? Я написал труд, которому нет прецедента и которому нужно поклониться хотя бы за то, что он - против человеческой стаи. И был бы разве мой роман на что-нибудь похож, если бы послушать вас всех и оболванить его под машинку? Оскопить и превратить в убогого, беззубого уродца. Человека - не тронь! Его игрушки - не тронь. Святости его - Пушкина, Бога, Религию, Отечество, Нацию, - не тронь тем паче! И был бы разве мой Мизантроп похож на мизантропа, если бы его ошкурить, оболванить, оскопить в угоду всем читателям? Чтобы , не дай бог, не оскорбить никого. Подмазать. Угодить. И тогда все-все говорили бы: Ну, талант! Ну, молодец! Ай да Зайцев! И здесь я готов разразиться гомерическим хохотом: Ха! Ха! Ха!

Нет! Пусть уж лучше эти гоминиды на мою могилу плюнут.

...А сам Пушкин?! Его удивительная историческая фраза?! "Я презираю Отечество мое с головы до ног - но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство"? Пушкину от таких слов - масло. Мы даже восхищаемся этой его фразой. Этой независимостью гения. Но если бы такое сказал я!? О-го-го!!! Мне-изгою - нельзя! Мне от такого вольнодумия вышли бы сыромятные вожжи. Ну, и пусть! Чхать я хотел на вожжи! Я свое слово сказал. И сказал похлеще, чем Пушкин. На коллоквиуме. О своей родимой русской нации. Все русские теперь будут меня люто ненавидеть и называть проклятым изгоем. Иудушкой. И в глазах всех русских я теперь отпетый негодяй, еще больше, чем по Пушкину. И не предложишь ли ты мне вырвать и эту страницу? Третий предложит - третью, четвертый - четвертую… Пушкин сказал об этом короткой формулой, которая может вызвать лишь восхищение, но не протест. Я же вдолбил это в голову каждого русского и нерусского. Острейшим, громадным долотом! С беспощадной уверенностью, которой противостоять невозможно.



3. А можно ответить тебе и так:

Я понимаю тебя, дружочек! Очень хорошо понимаю! Ты праведен в своем гневе, как Зевс, покаравший Прометея за то, что тот подарил людям одну из величайших тайн олимпийских богов - Огонь. Быть может, мне, сволочи, и не стоило трогать человеческие святости, но я, вместе со своим Мизантропом, защищаю самое хрупкое и самое безответное, перед чем даже тысяча пушкиных и толстых есть совершеннейшее ничто. Нашу Землю. А Пушкин и Толстой при всем своем величии - такие же хищники, как и все прочее человечество. Ты не можешь провести в своем сознании этой роковой грани, а я ее провел. Это не позор мой, а мое величайшее достоинство, которое ты по причине человеческой близорукости не разглядел, так и оставшись гордым и непримиримым слепцом. И к младенческому сознанию мне возврата нет, ибо я прозрел, а этот процесс - необратимый.



<<<<  Другие письма Владимира Зайцева


Уффф!..

Дорогой посетитель сайта!

Оправившись от оцепенения, продолждаю начатую речь. Этот небольшой отрывок из вытрезвительного послания призван здесь всего лишь показать на примере, кто такой Владимир Зайцев. Да, это чудовище. И конечно же, чудовище редкое. Экзотическое. В силу своей неординарности. Доброе, человечное, всепонимающее. Благородное. Такое чудовище поискать еще надо. Да, он - резок. Непримирим. Беспощаден. Но это лишь подчеркивает его достоинства. Целостность его характера. Его противостояние миру. И мы видим, что если он судит кого-нибудь, то делает это с полным на то основанием.




*    *    *

…Теперь, через много лет, когда запах пороха от баталий давно исчез, а кости собраны в кучу, - я оглядываюсь на себя до Великой Недели - и после, - и вижу: там ребёнка, а здесь - взрослого человека. Опытного, наученного, успокоенного. Как с диска пиратским образом, скопировался в мою память жестокий жизненный опыт, желчь, жалость, доброта, эфирные крылья и меч, всеохватная любовь и благородная ненависть, - вся как есть высоченная душа великого Борца.

Сейчас у нас с Владимиром Ивановичем идёт спокойная, неспешная, мудрая переписка. Это именно те отношения, которые нужно беречь, как святую воду, и пить ее по осторожному глотку, чтобы не замутить, когда совсем станет плохо. Много перевалов нужно мне ещё осилить, не одну пережить лавину, дабы окинуть мир покровительственным взором - с Эвереста. Но как же легко и радостно даются все хребты и отвесные кручи, когда есть у меня - не "друг", не "брат", но - двойник мой, только в несоизмеримо увеличенном плане, который светит с ещё недоступных мне, убелённых снежными сединами вершин - и показывает, куда идти.

Ещё тогда, в едком дыму атаки, едва оживая от очередной контузии, я чувствовал, как кривая стена моего псевдомира с треском начала раскалываться; но сейчас, в мирное время, с позорным запозданием, но с грохотом решительной уверенности она - РУХНУЛА, и работяги уже увезли её кривые камни, погрузив их в пять КАМАЗов с прицепами. Ещё не развеялся запах дизельного выхлопа, а я, провожая взглядом уезжающие тоскливо-знакомые кривые камни, уже встал с четверенек... пока на корточки, и уже услаждаюсь загоризонтным простором Мира, - того самого Мира, которым казалась мне давеча небрежная картина, набросанная бездарным художником на моей кривокаменной стене. И я близок к тому, чтобы расхрустеть затёкшие суставы, подняться наконец НА НОГИ - и зашагать, зашагать навстречу этому миру и этому Горизонту, зашагать с ножом и гитарой, с компьютером и револьвером, с Любовью, Ненавистью и великим, беспощадным Благородством. Готов!!!


Это он! Это он, ничтожным интернетом и Великим Револьвером вырешетил из меня десятки тонн осколков бетона и кривых камней. Счастливая эта Потеря жестоким солнечным ультрафиолетом прожжёт всю мою дальнейшую Жизнь. И не хватает у меня сил, слов и мозга на благодарность моему неизменно-светлому Освободителю.


Amen!


___________________________



Вперёд, к авторскому определению мизантропии >>

Проспект романа "Мизантроп"   v v v