ГитАрфа - своими руками
Ноты для гитарфы: Стр. 1 Стр. 2
Аргументы
Почему не гитара?
За безусловной её красотой не стоит никакой вселенской трагедии. Нет гениальности.
Гитарная музыка, исполненная хоть и на оркестре, не способна трансформировать человеческую психику, запустить огромные мысли. Она лишь обворожит, усладит вечер, оставит светлое воспоминание. "Только этого мало..."
Почему не фортепиано?
И фортепиано. Оно другая галактика: многое подарено и многое взято. Рояль - король экспансивности! Но лирика всё-таки ограничена клавишным мышлением, почти как бинарным; зато неведомая, забытая струна в душе вдруг заплачет в унисон струне гитарной...
Наполнив милый полународный инструмент шедеврами гениев классики, мы подарим вселенской рояльной музыке хрустально-заворожительный тембр гитары, капризно управляемый в оттенках и нисходящий то ласковым пёрышком, то бронзовым звоном, то гранитной гранёностью, то кинжалом, то блеском слезинки; а к тому прибавим:
* гитарное эфирно-феерическое вибрато, оволакивающее мелодию медовой возвышенностью,
* её флажолеты, сверкающие льдинками на вершинах блаженства,
* её аккордовое глиссандо, взвивающее нерв за полсекунды,
* её хорошо развитую, почти скрипичную приёмистость умной музыкальной игрушки, мелизмы всех видов, арпеджио всех названий, звукоизвлечение всех сочетаний и прочее-прочее-прочее,
* ОСТАВЛЯЯ ФОРТЕПИАННОЕ ПОЛНОЗВУЧИЕ!
Невозможно?
Гитара тоже была недостижимой, когда играли на тетиве лука. Всё течёт...
Чем не устраивают известные многострунки?
Жутко сказать - все многострунки, о которых я знаю, имеют страшную привязь: в их основе всё тот же шестиструнный строй, с его немыслимыми для классики межструнными квартами. Попытки преобразовать исконно-народный инструмент в полноценно-классический вот так поверхностно, без глубокого внедрения, ей-богу улыбают.
Идея многострунной гитары витает в мире постоянно и то и дело порождает эксперименты. Всех известней - Гольбрейт, исполнивший на восьмиструнной гитаре собственного изобретения весь ХТК Баха. Но сказать по чести, задолго до ознакомления с его восьмистрункой я повторил его изобретение в точности ещё на первом курсе училища, и с тех пор на моей концертной шестиструнке 8 струн, и играю всю ранее изученную гитарную музыку, добавляя басы по вкусу.
Почему только одно произведение?
На гитарфе я пробовал с десяток мелодий, но редко что довожу в жизни до конца.
Играл полностью ещё два произведения - из ХТК Баха и Аве Мария Каччини, да не записывал и забыл. Ах ещё многое можно сыграть, были бы секунды. Инструмент для романтиков безграничный! Ей-богу не нарадуюсь, как по маслу всё ложится. А сколько новых приёмов! И сдвоенные в унисон струны, и флажолеты, и вибрато, и неожиданные для уха гитарные сверхбасы, и богатейшие разливы арпеджий, всякие там глиссанды-морденты-форшлаги и прочие гитарные вкусности, которые наконец-то при делах и выполняют не несущую, а второстепенную прекрасную роль, подсвечивая великое.
Остаётся копить на изначально звучный инструмент для его модернизации, чтобы все это вылилось в завораживающий звук и смертельно-бьющие кульминации… Если останутся потом силы изучать как следует этот всё-таки новый и довольно специфичный для пальцев инструмент.
История
Первую многострунку я сделал в первых классах ДМШ. Струн там было тоже около 15, и представьте себе, совершенно без изменений играл на ней "Лунную сонату" от начала и до конца, убирая разве что октавирование басов в контр-октаве. Вот такой строй - исключительно под "Лунную сонату". О ужас, однажды я потерял бумажку, на котором вывел строй, и забыл его. Рассердился и плюнул. Переделал ту гитару под классическую 12-струнку, но в классической 4 струны настроены в октаву, а две первые - в унисон; на моей все были в октаву, строй на квинту спущен, тонкие струны вытянул из стального телефонного кабеля, басы - от школьной домры-бас. Аккомпанировал на этой гитаре - серебристо. Учителя восхищались, но не более.
В первый год музучилища (на втором курсе) добавил к своей концертной шестиструнке два баса навынос - "Си" и "Соль" большой октавы. Струны пробовал от акустической бас-гитары - не понравилось, грубо и нестройно. Пришлось оставить шестые, спустив до состояния верёвок. Но за счёт увеличенной мензуры для басов (от самого края головки грифа) бас "Соль" контроктавы - звучит! "Фа" уже глухой, а "Соль" будь здоровчик. Затем на кварту вниз обогатил закрытые позиции: распилил гриф другой гитары вдоль и добавил этот полугриф вплотную, расширив основной гриф на ещё одну струну. "Си" получилась с ладами, и исполнение в позициях изрядно обогатилось. Играю на этой гитаре до сих пор, вместо шестиструнки, обогащая все шестиструнные мелодии мясистым басом.
А на втором годе училища (III курс), измученный обыденностью, начал выводить строй универсальный.
1) За основу взял классическую семиструнку (ре-си-соль-ре-си-соль-ре). Потому что прозрачный строй (по кругу) даёт несоизмеримо больше возможностей в солировании: сам он есть аккорд; октава сменяется поперечным положением аккорда на грифе; легче поддаётся двуструнному легатиссимо и пр.
2) Межструнные кварты (соль-ре), виновницы растяжек, разбавил терциями- Ре-си-соль-фа-Ре-си-соль-фа-Ре. Теперь всё под пальцами, а ещё можно брать полновесные четырёхзвучные аккорды на две октавы с лишним.
3) Понравилось! Но струны на узком грифе совсем друг на друга налезают, пальцы должны быть балетные. Добавил к грифу ту отпиленную половинку (от "догрифка" восьмиструнки). Теперь девяти струнам полный простор!
4) Поскольку первая струна из 6-струнного комплекта берёт "Ми", поднял общий строй на секунду: "Ми-до#-ля-соль-Ми-до#-ля-соль-Ми".
5) Теперь толщина шестой струны позволила добавить в басы ещё один До#. Диапазон расширился на терцию.
6) Основа есть! Десять струн, сгруппированные по 4, после чего строй повторяется ниже на октаву и ещё на октаву. Настало время точной подстройки по полутонам. На сей момент в основе строя малый мажорный септаккорд. Начинаю играть первый попавшийся клавир. Поддаётся! Но хотелось бы поднять вот такую-то струну на полтона. Хорошо, поднимаю все три октавные (они ведь повторяются, в этом вся изюминка!) Получается, допустим, увеличенный септ. Теперь не нравится то-то, другое - исправляю. Ещё хуже - возвращаю и пробую третье... В общем, выводил я абсолютный строй почти месяц. Одно произведение доиграл - второе ни в какую. Второе подстроил - первое обвалилось. Так иногда работает скульптор со льдом, если припоздал на экзамен и припекает уже солнышко. Но вот - эврика! Попал! Вот так строй! За что ни возьмусь из Шопена, например, - скользит как просолидоленное! Оказался - благословенный Малый Минорный: "Ми-до-ля-соль-Ми-до-ля-соль-Ми-до".
7) Всё! Только вот "До" малой октавы - басок жидковатый, чего-нибудь бы посолидней! Напрашиваются басы навынос, без порожков, как на мастеровых гитарах прошлого - такая была одно время у Высоцкого.
Распилил от другой гитары головку грифа и присобачил как можно дальше от подставки, чтобы использовать всю длину струны. И добавляю по одному басы: си, ля, соль, фа, ми. Ре. Нет, ре уже не звучит. А Ми контроктавы - тянет! Тянет, чёрт побери! Это же почти предельный бас фортепиано (ре-бемоль), после которого одни барабанные удары. На крыльях довершаю дело, сверлю пять басов и играю, играю, играю...
8) Одна ещё меленькая деталь. В связи со спецификой строя среди басов иногда не хватает открытой струны "Ре", пусть на октаву выше. Все есть, а вот ре - не нашлось места. Отлично, добавляю её перед безгрифными басами. Да только дырки уже просверлены под 5 басов, на 6 пересверливать лень, да и места нет. Пришлось Фа контроктавы убрать. Да и не пожалел о ней ни разу.
Строй и диапазон
Итак, окончательный строй - от первой струны:
1 октава | Малая октава | Большая октава | Контроктава | |
Ми до | ля соль ми до | ля соль ми до | Ре | си ля соль ми |
На грифе | За грифом (только откр) |
15 струн. Диапазон открытых струн - три октавы, а не две, как у классических гитар - шести- и семиструнной.
Значит, общий диапазон, учитывая добавление порожков в фальцетах, составил ровно пять октав, по сравнению с гитарными тремя с половиной. А 5 октав - это рабочий диапазон пианино, на минуточку. Фортепианную октаву в фальцетах собираюсь добавить металлическими струнами прямо на деке, тоже без порожков. Арфообразно. Заодно и резонировать будут. Уже и эксперименты были, но почему-то отложил.
Проект "шестиоктавной гитары" таков:До встречи на концерте!
Зарытые гении:
| Есть что сказать? |
НАЧАЛО | МУЗЫКА | ПЕСНЯ | ЛИТЕРАТУРА | ОТТИСК | САМОСОВЕРШЕНСТВО |
Главная О сайте Гостевая Моё |
Золотой сборник классической музыки Природомузыка |
Песни на стихи классиков Песни бардов |
Литературная классика нашего времени Художественная документалистика Аудиокниги |
Галерея рисунков Галерея фотографий |
Чудеса учительства Улучшение жизни |