Многострунная гитара в домашних условиях - Незамутнённое искусство

Незамутнённое искусство

  ⇒  Многострунная гитара в домашних условиях

НачалоО сайтеВ гости!
МузыкаУчительствоКнигиАудиокниги
Песни на стихи классиковБарды

ГитАрфа - своими руками

Гитарфа     Гитарфа

Пробная запись фортепианной классики:
2:30
Ф. Шопен. Прелюдия №4. Гитарфа
(в конце различима ми контр-октавы)
Она же - на фортепиано


Ноты для гитарфы: Стр. 1     Стр. 2    

Аргументы

Почему не гитара?


За безусловной её красотой не стоит никакой вселенской трагедии. Нет гениальности.

Гитарная музыка, исполненная хоть и на оркестре, не способна трансформировать человеческую психику, запустить огромные мысли. Она лишь обворожит, усладит вечер, оставит светлое воспоминание. "Только этого мало..."



Почему не фортепиано?


И фортепиано. Оно другая галактика: многое подарено и многое взято. Рояль - король экспансивности! Но лирика всё-таки ограничена клавишным мышлением, почти как бинарным; зато неведомая, забытая струна в душе вдруг заплачет в унисон струне гитарной...


Наполнив милый полународный инструмент шедеврами гениев классики, мы подарим вселенской рояльной музыке хрустально-заворожительный тембр гитары, капризно управляемый в оттенках и нисходящий то ласковым пёрышком, то бронзовым звоном, то гранитной гранёностью, то кинжалом, то блеском слезинки; а к тому прибавим:

* гитарное эфирно-феерическое вибрато, оволакивающее мелодию медовой возвышенностью,

* её флажолеты, сверкающие льдинками на вершинах блаженства,

* её аккордовое глиссандо, взвивающее нерв за полсекунды,

* её хорошо развитую, почти скрипичную приёмистость умной музыкальной игрушки, мелизмы всех видов, арпеджио всех названий, звукоизвлечение всех сочетаний и прочее-прочее-прочее,

* ОСТАВЛЯЯ ФОРТЕПИАННОЕ ПОЛНОЗВУЧИЕ!


Невозможно?

Гитара тоже была недостижимой, когда играли на тетиве лука. Всё течёт...




Чем не устраивают известные многострунки?


Жутко сказать - все многострунки, о которых я знаю, имеют страшную привязь: в их основе всё тот же шестиструнный строй, с его немыслимыми для классики межструнными квартами. Попытки преобразовать исконно-народный инструмент в полноценно-классический вот так поверхностно, без глубокого внедрения, ей-богу улыбают.


Идея многострунной гитары витает в мире постоянно и то и дело порождает эксперименты. Всех известней - Гольбрейт, исполнивший на восьмиструнной гитаре собственного изобретения весь ХТК Баха. Но сказать по чести, задолго до ознакомления с его восьмистрункой я повторил его изобретение в точности ещё на первом курсе училища, и с тех пор на моей концертной шестиструнке 8 струн, и играю всю ранее изученную гитарную музыку, добавляя басы по вкусу.



Почему только одно произведение?


На гитарфе я пробовал с десяток мелодий, но редко что довожу в жизни до конца.

Играл полностью ещё два произведения - из ХТК Баха и Аве Мария Каччини, да не записывал и забыл. Ах ещё многое можно сыграть, были бы секунды. Инструмент для романтиков безграничный! Ей-богу не нарадуюсь, как по маслу всё ложится. А сколько новых приёмов! И сдвоенные в унисон струны, и флажолеты, и вибрато, и неожиданные для уха гитарные сверхбасы, и богатейшие разливы арпеджий, всякие там глиссанды-морденты-форшлаги и прочие гитарные вкусности, которые наконец-то при делах и выполняют не несущую, а второстепенную прекрасную роль, подсвечивая великое.

Остаётся копить на изначально звучный инструмент для его модернизации, чтобы все это вылилось в завораживающий звук и смертельно-бьющие кульминации… Если останутся потом силы изучать как следует этот всё-таки новый и довольно специфичный для пальцев инструмент.



История

Первую многострунку я сделал в первых классах ДМШ. Струн там было тоже около 15, и представьте себе, совершенно без изменений играл на ней "Лунную сонату" от начала и до конца, убирая разве что октавирование басов в контр-октаве. Вот такой строй - исключительно под "Лунную сонату". О ужас, однажды я потерял бумажку, на котором вывел строй, и забыл его. Рассердился и плюнул. Переделал ту гитару под классическую 12-струнку, но в классической 4 струны настроены в октаву, а две первые - в унисон; на моей все были в октаву, строй на квинту спущен, тонкие струны вытянул из стального телефонного кабеля, басы - от школьной домры-бас. Аккомпанировал на этой гитаре - серебристо. Учителя восхищались, но не более.


В первый год музучилища (на втором курсе) добавил к своей концертной шестиструнке два баса навынос - "Си" и "Соль" большой октавы. Струны пробовал от акустической бас-гитары - не понравилось, грубо и нестройно. Пришлось оставить шестые, спустив до состояния верёвок. Но за счёт увеличенной мензуры для басов (от самого края головки грифа) бас "Соль" контроктавы - звучит! "Фа" уже глухой, а "Соль" будь здоровчик. Затем на кварту вниз обогатил закрытые позиции: распилил гриф другой гитары вдоль и добавил этот полугриф вплотную, расширив основной гриф на ещё одну струну. "Си" получилась с ладами, и исполнение в позициях изрядно обогатилось. Играю на этой гитаре до сих пор, вместо шестиструнки, обогащая все шестиструнные мелодии мясистым басом.


А на втором годе училища (III курс), измученный обыденностью, начал выводить строй универсальный.

1) За основу взял классическую семиструнку (ре-си-соль-ре-си-соль-ре). Потому что прозрачный строй (по кругу) даёт несоизмеримо больше возможностей в солировании: сам он есть аккорд; октава сменяется поперечным положением аккорда на грифе; легче поддаётся двуструнному легатиссимо и пр.

2) Межструнные кварты (соль-ре), виновницы растяжек, разбавил терциями- Ре-си-соль-фа-Ре-си-соль-фа-Ре. Теперь всё под пальцами, а ещё можно брать полновесные четырёхзвучные аккорды на две октавы с лишним.

3) Понравилось! Но струны на узком грифе совсем друг на друга налезают, пальцы должны быть балетные. Добавил к грифу ту отпиленную половинку (от "догрифка" восьмиструнки). Теперь девяти струнам полный простор!

4) Поскольку первая струна из 6-струнного комплекта берёт "Ми", поднял общий строй на секунду: "Ми-до#-ля-соль-Ми-до#-ля-соль-Ми".

5) Теперь толщина шестой струны позволила добавить в басы ещё один До#. Диапазон расширился на терцию.

6) Основа есть! Десять струн, сгруппированные по 4, после чего строй повторяется ниже на октаву и ещё на октаву. Настало время точной подстройки по полутонам. На сей момент в основе строя малый мажорный септаккорд. Начинаю играть первый попавшийся клавир. Поддаётся! Но хотелось бы поднять вот такую-то струну на полтона. Хорошо, поднимаю все три октавные (они ведь повторяются, в этом вся изюминка!) Получается, допустим, увеличенный септ. Теперь не нравится то-то, другое - исправляю. Ещё хуже - возвращаю и пробую третье... В общем, выводил я абсолютный строй почти месяц. Одно произведение доиграл - второе ни в какую. Второе подстроил - первое обвалилось. Так иногда работает скульптор со льдом, если припоздал на экзамен и припекает уже солнышко. Но вот - эврика! Попал! Вот так строй! За что ни возьмусь из Шопена, например, - скользит как просолидоленное! Оказался - благословенный Малый Минорный: "Ми-до-ля-соль-Ми-до-ля-соль-Ми-до".

7) Всё! Только вот "До" малой октавы - басок жидковатый, чего-нибудь бы посолидней! Напрашиваются басы навынос, без порожков, как на мастеровых гитарах прошлого - такая была одно время у Высоцкого.

Распилил от другой гитары головку грифа и присобачил как можно дальше от подставки, чтобы использовать всю длину струны. И добавляю по одному басы: си, ля, соль, фа, ми. Ре. Нет, ре уже не звучит. А Ми контроктавы - тянет! Тянет, чёрт побери! Это же почти предельный бас фортепиано (ре-бемоль), после которого одни барабанные удары. На крыльях довершаю дело, сверлю пять басов и играю, играю, играю...

8) Одна ещё меленькая деталь. В связи со спецификой строя среди басов иногда не хватает открытой струны "Ре", пусть на октаву выше. Все есть, а вот ре - не нашлось места. Отлично, добавляю её перед безгрифными басами. Да только дырки уже просверлены под 5 басов, на 6 пересверливать лень, да и места нет. Пришлось Фа контроктавы убрать. Да и не пожалел о ней ни разу.



Строй и диапазон

Итак, окончательный строй - от первой струны:


1 октава Малая октава Большая октава Контроктава
  Ми до    ля соль ми до   ля соль ми до        Ре  си ля соль ми  
На грифе За грифом (только откр)

15 струн. Диапазон открытых струн - три октавы, а не две, как у классических гитар - шести- и семиструнной.

Значит, общий диапазон, учитывая добавление порожков в фальцетах, составил ровно пять октав, по сравнению с гитарными тремя с половиной. А 5 октав - это рабочий диапазон пианино, на минуточку. Фортепианную октаву в фальцетах собираюсь добавить металлическими струнами прямо на деке, тоже без порожков. Арфообразно. Заодно и резонировать будут. Уже и эксперименты были, но почему-то отложил.

Проект "шестиоктавной гитары" таков:



До встречи на концерте!
















Зарытые гении:

Владимир Зайцев
писатель-пророк, классик нового времени

Михаил Казиник
возродитель классического искусства в народе

Сергей Муратов
музыкальный педагог будущего

Есть что сказать?


Ваше имя:  
Другие отзывы

А вот остальные разделы этого сайта:


~ Станислав Тарасенко