ГлавнаяЭкстрасенсорная педагогика (общая и музыкальная)Гитара → Ариетта из 32 сонаты Бетховена как исходная точка начинающего гитариста (+НОТЫ)

Ариетта из 32 сонаты Бетховена как исходная точка начинающего гитариста (+НОТЫ)

 

В официальной гитарной педагогике есть несколько фатальных провалов, из-за которых гитара (в отличие от лютни) так и не заняла классических позиций. 

Вот из них, пожалуй, главный.

Ученик неуверенно, с волнением, с опаской первый раз в жизни взял инструмент.
Оприходовался, изучил план местности, потыкался туда-сюда. И надо что-то играть.
Для него придуманы тысячи превосходных упражнений, созданных специально для слабых неточных пальцев. И пальцы действительно успешно развиваются – дни, недели, месяцы…
Годы…
А затем и десятки лет. А уж потом, как бы в награду, заиграешь музыку!
Но величайшей мировой классике, фортепианной, оркестровой, органной, способной ТАК охватить юную душу, что неофит с первой минуты почувствует себя Богом, — путь в гитарный чулан закрыт. Там растут и плодятся свои – наши, гитарные. Для них классика – что для президента здравый рассудок: опасно! опасно! опасно!
Упражнения, этюды, русские народные песни, этюды, упражнения… К пятому классу ДМШ дорастёшь до шедевров гения всех времён Фердинанда Сора или Франциско Тарреги (о которых за пределами гитарного кулуарчика вряд ли слышали даже лучшие музыковеды).

А между тем, существует величайшей гениальности классика, идеально подходящая в качестве первого в жизни упражнения на гитаре.
Неофит солирует и чувствует себя магом-волшебником, созидающим нечто невиданное, не подозревая, что всю техническую и гармоническую сложность берёт на себя учитель — со второй гитарой!
Вся музыка (две страницы!) играется в одной позиции. Притом для начинающего самой удобной — IV (почему самой удобной? – подробнее >>)
Всё ложится в элементарной аппликатуре, будто специально. Движения пальцев однотипны, внутренне повторяются, как в лучших упражнениях Черни и Ганона, с постепенным — от фразы к фразе — нарастанием сложности. Но какое огромное поле поразмыслить над сутью Настоящего с первого же прикосновения к инструменту! Гулкость, запредельная глубина мелодии подспудно настраивает и на поиск густого звука, что в гитаре из всех умений судьбоносное (подробнее о классически-неверном звукоизвлечении >>) . Кроме того, из-за краткости гитарного звука по сравнению с фортепианным, долгие ноты настраивают сразу пробовать вибрато, что в такой обстановке даже и нетрудно.
Конечно же, речь о самой простой и самой сложной мелодии на Земле — теме последней части последней в мире классической сонаты.
В первой её фразе даже ни разу не используется безымянный палец — внимание сосредоточено только на трёх, включая мизинец (без него постановка бы развалилась).
Во второй фразе появляется уже и новый палец, и разные струны на одном ладу (дважды, так что снова-таки выходят в закономерность), где для слитности придётся либо использовать баррэ (что не так просто на первом уроке), либо тренировать мгновенный перескок пальцем. Задача сугубо художественная, потому что эта музыка не для закрытого гитарно-ученического пространства, а играна-переиграна гениями всех времён, и стыдно перед Ними оплошать!
И дальше, будто бы музыка создана специально для развития гитарных пальцев, она стремится всё круче вверх, так что к концу освоения темы и двух вариаций (это может быть несколько уроков всего) у ученика вполне развито чувство ансамбля, подвижны пальцы и уверенное чутьё, а всё потому, что сама музыка неосознанно настраивает на предельную работоспособность, она заполняет поры души таким неспешным, мудрым светом, внешним спокойствием, свободой, что даже при среднем педагоге почти исключается зажатость и немузыкальность: больше никто не сможет ученику доказать, что учиться музыке трудно, скучно и по часам. Познав с первого мига воссоздание волшебства, вряд ли он опустится до специально разработанных упражнений. Поэтому всё дальнейшее развитие пальцев придётся выкусывать из классики. Но плохо ли это?

 

Ноты

Стр.1                                                                                             Стр.2

      

 

 





Еще в разделе «Гитара»
По теме «Школа гитары»
По теме «первый урок»
ГлавнаяЭкстрасенсорная педагогика (общая и музыкальная)Гитара → Ариетта из 32 сонаты Бетховена как исходная точка начинающего гитариста (+НОТЫ)